Остались вопросы?
Напишите нам
TelegramWhatsApp

Источники заработка
артиста в 2023 году

Если перенестись в прошлое, допустим, на 20 лет назад и взглянуть на то как артисты монетизировали свое творчество расклад был примерно такой: 90% дохода приносили гастрольные туры и корпоративы, 10% — продажа кассет или дисков.

Но даже за такой короткий промежуток времени рынок музыкальной индустрии в России несколько раз претерпевал значительные изменения: например, в начале 2010-х музыка распространялась абсолютно бесплатно, и 1 000 000 прослушиваний в ВК не приносил артисту буквально ничего.

Сегодня мы расскажем об основных источниках монетизации музыки в 2023 году:
1

Цифровая дистрибуция

С приходом в Россию стриминговых сервисов рынок музыкальной индустрии претерпел сильные изменения: основной доход музыканту стали приносить ежеквартальные выплаты от цифровых площадок. О том сколько может приносить дистрибуция в 2023 году мы рассказывали тут.
Только единицы артистов могут жить исключительно на доход со стримингов,
например, Скриптонит, последний большой тур которого был в 2018 году.
2

Аналоговая дистрибуция

С появлением смартфонов аналоговые носители стали частью мерчендайза артиста: особенно это развито в электронной музыке, где виниловые пластинки являются неотъемлемой частью культуры.

Активно развили культуру аналогового звучания группа Cream Soda: их альбомы на виниле стали предметом коллекционирования, а ценник на вторичном рынке сравним с редкими изданиями зарубежных артистов.
3

Синхронизация

Это продажа музыки для использования в коммерческих целях в сторонних проектах: фильмах, сериалах, играх, рекламных роликах и т.д. Об этом виде дохода особенно важно знать музыкантам, пока не набравшим популярность: менеджеры проектов ищут музыку, подходящую под контекст их проекта и в этом случае медийность артиста не имеет большого значения.
Иногда саундтреки выходят за пределы фильмов и начинают жить отдельной жизнью: один из главных коммерческих хитов Face «Юморист» стал популярнее одноименного фильма Михаила Идова.
4

Отчисления от авторских сообществ

Авторские сообщества отслеживают и монетизируют использование музыки в коммерческих целях: например, если ваш трек используется в качестве саундтрека к фильму вы можете получить не только единоразовый гонорар, но и роялти от показов этого фильма в кинотеатрах и онлайн-платформах. Права на такие выплаты фиксируются в контрактах, поэтому рекомендуем крайне внимательно относится к их изучению.
5

Концерты

Концертная деятельности и гастроли все еще остаются одним из главных источников заработка артиста наряду с отчислениями от цифровой дистрибуции.

Совет для начинающих музыкантов: организация первых выступлений — один из самых трудных моментов в карьере. Наиболее легкий способ организации выступления: найти место, куда может ходить ваша потенциальная целевая аудитория и выйти на организаторов напрямую. Например, в Санкт-Петербурге для многих инди-артистов точкой старта карьеры стал бар «Ионотека», а в Москве — Powerhouse.
6

Club Show

Относительно новый для СНГ формат, давно существующий на западной сцене: проще говоря, это тусовка, хэдлайнером которой является артист, подходящий под формат вечеринки. Это не полноформатный концерт, обычно такие выступления длятся 20-30 минут.
Афиша клаб-шоу от Яникса для серии вечеринок Atlanta
7

Корпоративы

Самый прибыльный формат выступлений: обычно гонорар за выступления на частных и корпоративных праздниках превышает стандартный прайс артиста в 2-3 раза, правда ниша достаточно переполнена артистами и группами, работающими исключительно в таком формате

Совет для начинающих музыкантов: наиболее простой путь к заработку на корпоративах — создание кавер-бэндов.
8

Гострайтинг и гост-продакшн

Это создание музыки «‎под ключ»‎ для других исполнителей и групп. В России этот рынок находится в тени: подавляющее большинство артистов не хотят публичной огласки их работы с гострайтерами, в то время как для западной сцене это абсолютно нормальная практика и уже давно существуют звезды гострайтинга: Марк Ронсон (Майли Сайрус, Леди Гага, Бруно Марс), Квентин Миллер (Drake, OVO Sound).
Тем не менее в российской индустрии появляются звезды и среди гострайтеров: например, продюсер Мэйби Бэйби, Доры и «Френдзоны» Владимир Галат начинал свой путь в этих проектах как теневой автор песен.
9

Рекламные интеграции

Существует множество форматов сотрудничества артиста с брендами и другими инфлюенсерами: от 5-секундных рекламных сторис до полноценного амбассадорства с мировыми брендами.

Стоит помнить что ваш гонорар за рекламные интеграции далеко не всегда будет расти по мере увеличения прослушиваний: бренды смотрят в первую очередь на охваты в социальных сетях, имидж артиста и его целевую аудиторию.
10

Мерч

Мерчендайзинг — отличный способ дополнительного финансирования артиста. Существует множество подходов к созданию мерча: это может быть как сотрудничество со стоковыми производителями (такой мерч будет стоить относительно недорого, но качество будет заметно хромать), так и запуск своего производства или сотрудничество с локальными брендами для создания капсульных коллекций.

Последний вариант сейчас особенно распространен, на это есть свои причины:
  • он снимает с вас обязанности по производству и реализации мерча.
  • есть пространство для креатива: у брендов уже есть налаженное производство с качественными лекалами.
  • у брендов уже есть лояльная аудитория.
11

Краудфандинг

Другими словами — сбор денежных средств у аудитории с обязательным выполнением определенных условий, например, выпуск альбома, съемку клипа или организацию концертного тура. Раньше сборы проходили при помощи краундфандинговых платформ (Kickstarter, Planeta.ru и т.д.), но сейчас такую функцию на себя взял сервис Boosty, о котором мы недавно рассказывали.
12

Заключение

В этой статье мы перечислили основные источники монетизации музыки, и каждый из этих пунктов — отдельный рынок со своими правилами, которые формируют индустрию в настоящий момент. Рекомендуем в первую очередь обращайте внимание на digital-каналы для монетизации музыки —практика показывает что будущее именно за ними.