Остались вопросы?
Напишите нам
TelegramWhatsApp

Как продавать песни?
Полный гайд

Сонграйтинг и гострайтинг в России за последние годы набрал хорошие обороты, и обращаться к услугам авторов песен перестало быть чем-то необычным. Если на западе этот рынок существует давно и многие звезды начинали свои карьеры с написания песен (например, Sia, Леди Гага, Бруно Марс, Partynextdoor), то в России этот рынок сформировался недавно и к 2020-м даже появились звезды этого жанра.

Многие начинающие вокалисты, копирайтеры, поэты и продюсеры создают песни и не знают, кому их продать. В этой статье мы разберем, как начать работать и зарабатывать на создании песен. Этот процесс включает в себя несколько шагов, каждый из которых мы рассмотрим подробно:
1

Какой должна быть песня, чтобы ее продать?

Вне зависимости от жанра, песня должна быть качественной и запоминающейся. Для начала изучите структуру треков и каноны жанра, в котором хотите работать, найдите в нем «крючки», которые цепляют и попытайтесь повторить. Незапоминающуюся песню никто не станет покупать или предложит минимальную цену.

Ответы на самые частые вопросы, которые касаются написания песен:

Можно ли продавать только тексты песен?
Песня – это мелодия + текст, поэтому начать продавать исключительно тексты крайне сложно. В качестве референов вы можете использовать type-биты и мелодии с YouTube, но коммерческих целях лучше продавать «упакованный» продукт, поэтому рекомендуем вам работать в паре с продюсером.

Что лучше: писать на заказ или продавать уже готовые песни?
Если у вас нет бэкграунда или мало опыта, вероятность получить хороший заказ минимальна, поэтому лучше всего начинать с продаж готовых песен: так вы сформируете портфолио и с ним сможете приходить к клиентам в дальнейшем.

Какой жанр лучше всего подходит для продажи?
Наиболее вариантом станет коммерческие жанры: поп-музыка, эстрада, в последнее время к ним можно отнести хип-хоп и R&B. Следуйте следующему принципу: идеальный коммерческий трек можно легко представить играющем в фильмах, ТВ и рекламных роликах. Другие жанры менее востребованы, а заказы на них единичны.
2

Поиск клиентов

Вы написали трек, который хотите продать.

Теперь пора приступать к самому главному – поиску клиентов. В России этот рынок в большинстве случаев работает по принципу «сарафанного радио», поэтому самый надежный вариант – предложить трек своим знакомым-музыкантам и людям из музыкальной индустрии.

Если таких нет, то можно разместить песни на специализированных платформах (Muznavigator и т.д.), пабликах по продаже треков в VK и в биржах контента и фриланса.

Еще один рабочий способ поиска клиентов – создание базы потенциальных клиентов среди артистов, далее об этом подробнее.
3

Создание базы артистов

Создайте таблицу с артистами, которым может потенциально понравиться ваш трек и соберите в в ней все найденные контакты. Поискать их можно в открытом доступе с помощью браузера или социальных сетей.

По собранной базе можно настроить рассылку через почту или специализированные сервисы вроде Unisendler, но гораздо эффективнее персонализировать предложение и вести переписку о продаже трека напрямую через соцсети и мессенджеры.

Помимо этого вы можете отправлять ваши треки напрямую музыкальным лейблам (здесь можно найти актуальный список лейблов), но имейте ввиду что обратную связь получить там гораздо сложнее по причине большого количества писем.

Если песня действительно хорошая, то она обязательно найдет своего покупателя. Если ответ от артиста не последовал, то напишите ему через некоторое время снова. Это не будет выглядеть навязчиво, так как человек просто мог забыть.
4

Заключение договора

Если клиент нашелся, то с ним нужно заключить договор. Какие бывают виды договоров:

Исключительная лицензия – вы передаете права на трек, но можете диктовать свои условия: например, получение не только фиксированного гонорара за использование трека, но и роялти. Такая модель активно используется на западном рынке, она наиболее гибкая.

Неисключительная лицензия – вы можете перепродавать песню другому исполнителю. Такой вид договора практически не используется.

Отчуждение прав – вы передаете полные права на использование песен за фиксированную стоимость другому человеку без возможности получения роялти, самый распространенный вид договора на территории СНГ.

Нужно ли регистрировать права на песню до ее продажи?
Чисто технически – нет, поскольку согласно законодательству РФ вы являетесь автором песни уже по факту ее создания. Но, в случае спорных ситуаций (например, кто-то незаконно использует вашу песню), вам придется доказывать факт ее создания.

Для избежания таких ситуаций вы можете передавать созданные песни в РАО, где за плату песни будут депонироваться и у вас будет полный пакет юридических документов о правообладании песней.
6

Ответы на распространенные вопросы

За сколько можно продать песню
Сложный вопрос, поскольку все зависит от качества песни, вашего портфолио и жанра. Например, хип-хоп и поп-треки начального уровня стоят от 5 000 рублей, при этом потолок цен у поп-песен значительно выше и может доходить до миллионов. В среднем у автора с хорошим портфолио и парой успешных кейсов с известными артистами стоимость трека будет составлять 50 – 150 тысяч. Известные авторы могут рассчитывать на миллионы, но до этого уровня придется очень много работать.

Стоит ли сразу начинать с известных артистов
Если нет портфолио, то не стоит. Больше всего будут платить менее известные артисты. Чуть позже можно сотрудничать с известными людьми, но делайте это прежде всего для наполнения портфолио. Чтобы стать «звездным» сонграйтером нужно действительно много работать, и в большинстве случаев основной доход авторов идет от неизвестных исполнителей.

Как происходит оплата
Оплата происходит перед подписанием договора, порядок действий следующий: вы отправляете заказчику скан договора, после чего он должен перевести вам деньги, после этого вы высылаете или передаете заказчику оригинал документа. Если вы собираетесь работать сонграйтером на постоянной основе рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого, так вы сможете работать согласно законодательству РФ и сможете работать с крупными заказчиками, для которых важно соблюдение всех юридических тонкостей оплаты.