Остались вопросы?
Напишите нам
TelegramWhatsApp

Как инди-артисту продвигать музыку #3
Взаимодействие со СМИ

Кажется что в 2023 году влияние средств массовой информации свелось к минимуму — в эпоху соцсетей публичные личности стали владельцами собственных СМИ в виде страницы в удобной им соцсети, печатные издания выглядят рудиментом эпохи, а цифровые издания по большему счету работают на устоявшуюся аудиторию, не имея большого потока новых читателей — зачем читать новости про Дрейка, если можно подписаться на Дрейка и следить за его карьерой практически от первого лица.

Но присутствие в СМИ все еще остается важнейшей составляющей поддержки медийного образа — рассказываем о том почему начинающим артистам необходимо взаимодействовать со СМИ и как правильно «упаковать» релиз перед питчингом.
1

Что такое СМИ в России?

Немного базы:

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

С 2014 года начал действовать российский федеральный закон № 97-ФЗ (закон о блогерах), который приравнивает любую публичную страницу в Сети или социальных сетях с аудиторией от 3000 человек к СМИ.

Делаем вывод: согласно российскому законодательству СМИ считаются практически любые источники информации в оффлайне и диджитале с аудиторией от 3 000 человек. К нашей теме это относится косвенным образом, но такую информацию лучше знать.

К музыкальным медиа можно отнести: крупные и локальные паблики в VK («Рифмы и Панчи», «Родной звук»), личные и редакторские каналы в Telegram («Сломанные пляски», «Тихое Место»), радио (Like FM, Studio 21), сайты («Афиша», The Flow), страницы в Instagram*, YouTube-каналы — практически все источники, прямо или косвенно затрагивающие тему музыки и имеющие доступ к большой аудитории.

*Продукты компании Meta считаются экстремистскими на территории РФ.

2

На что обратить внимание при выборе СМИ?

Качественные средства массовой информации должны обладать 3 критериями:

Репутация: качественное СМИ обладает сформированной аудиторией, которая доверяет мнению медиа. Зачастую именно этот фактор позволяет монетизировать сайт или блог, создавая спецпроекты и продавая рекламу.

Аудитория: прямой показатель качества медиа — количество пользователей и просмотры контента: если люди это читают/смотрят/слушают, значит им это интересно.

Регулярность работы: постоянный постинг удерживает внимание читателя, формирует образ медиа и лояльность аудитории — все как у артистов:)
3

Почему важно взаимодействовать со СМИ

Регулярная публикация в медиа дает множество бонусов, но мы остановимся на основных:

Целевые охваты

При публикации в музыкальных СМИ вы попадаете во внимание целевой аудитории — людей, которые подписались на медиа с целью узнать о музыке что-то новое. В качестве примера можно вспомнить «Новый Флоу» — проект The Flow о новых именах в музыке: за 6 лет своего существования проект дал первоначальный буст карьеры для Obladaet, Ic3Peak, ЛАУД, Loqiemean и еще не одного десятка артистов.
В своем спецпроекте Flow рассказывает как о артистах с сформированной начальной фанбазой, так и о тех кто просто запомнился редакторам сайта.
Имиджевая составляющая

Публикация в целевых СМИ не только увеличивают охваты, но и прямым образом влияют на репутацию артиста: качественные медиа дорожат репутацией и публикуют только те релизы, которые будут актуально смотреться в их инфополе — таким образом создается элитарность медиа, которая при публикации в нем играет важную роль.
Например: издание GQ (медиа о мужском стиле, бизнесе и автомобилях) до закрытия в России ежегодно устраивало special-проект о молодых музыкантах, одним из которых стал Soda Luv. Сода отлично воспользовался возможностью выхода на большую аудиторию и презентовал нетипичный для своего творчества трек «Тысячи рук», который стал одним из самых громких хитов артиста (и новым гимном школьных выпускных).

Как видите важно не только попасть в медиа, но и дать его аудитории подходящий контент.
4

Как увеличить вероятность
публикации в СМИ

Тщательно подойдите к отбору СМИ

Не нужно устраивать массовую рассылку в надежде быть замеченным хоть кем-то — спам дает минимум профита. Подумайте о том где ваша музыка будет выглядеть аутентично и отберите сайты, паблики и каналы с похожим контентом. А еще мы рекомендуем внимательно изучить рубрики ресурса: во многих профильных медиа есть разделы о новых музыкантах, и если вы хотите попасть туда то лучше сразу сказать об этом в теме письма — таким образом email с большей вероятностью попадет сотруднику, который курирует этот раздел.

Составьте пресс-релиз

Пресс-релизы помогают работникам музыкальной индустрии составить краткое представление о музыканте и его творчестве — рекомендуем взять за привычку делать их к каждому треку, ведь это такой же промоматериал как сторис, ролик в TikTok и другие привычные виды контента для продвижения трека.

Что должен содержать пресс-релиз:
  • Описание релиза (2-3 предложения);
  • Жанр;
  • Информацию об артисте (2-3 предложения);
  • Ссылку на прослушивание.

Каких ошибок лучше не допускать:

  • Клишированные фразы. Лучше рассказать о себе и своей музыке простым языком, чем использовать заезженные формулировки в стиле «романтичный постпанк из Рязани с абсурдно-утопичными текстами».
  • Неудобные места для прослушивания. Если вы отправляете пресс-релиз электронным письмом то лучший способ прислать трек для питчинга — прямая ссылка на BandLink, SoundCloud или облачную копию трека с прямым доступом по ссылке. А если вы взаимодействуете с пабликами в соцсетях — просто прикладывайте трек вложением. Никаких WAV, запечатанных архивов и т.д.
  • Грубое общение. Да, журналисты заинтересованы в новых именах, но это не значит что они обязаны вам отвечать — не надо спамить, требовать послушать именно вас и т.д. Таким образом вы можете не только потерять интерес к себе со стороны СМИ, но и заработать себе сомнительную репутацию.

Составив пресс-релиз и отобрав профильные СМИ вы можете начинать питчить трек: соберите контакты медиа (обычно они указаны в описании сайта, паблика или telegram-канала) и отправьте письмо редакторам. Чем меньше письмо будет похоже на «Привет, зацени трек», тем больше шансов что авторы медиа его откроют.

И помните: даже если ваш релиз не опубликуют то вы в любом случае попадете во внимание людей, которым интересно познакомиться с вашем творчеством поближе, ведь рассказывать о новой музыке — их работа.